Технологию изделия легкой промышленности изучают в ХГУ им. Н.Ф. Катанова уже 30 лет. Эрна Герасимовна Горбачева, инициатор открытия специальности, рассказывает с чего все начиналось.
Начиная разговор об истории кафедры, ее развитии и открытии специальностей, для которых она была выпускающей, следует отметить, что по многим специальностям именно эта кафедра впервые на юге Сибири начинала подготовку специалистов необходимых предприятиям регионов.
Следует сказать, что до 1990 года по всей стране готовили учителей труда, трудового обучения для мальчиков и для девочек по единому учебному плану с технологической подготовкой по обработке дерева и металла. В школах были только такие учебные мастерские, но реально девочек в школах обучали тому, чему могли обучать работающие в конкретной школе учителя и позволяла материальная база в конкретной школе. Нередко, старшеклассницы во время уроков трудового обучения направлялись на конкретное предприятие с технологическими процессами, наиболее подходящими для подготовки девочек к жизни, по мнению руководителей школ и предприятий.
Например, в поселке Гидро Саралинского района в 9 классе мы обучались на хлебопекарне, а старшеклассницам из 2-х школ Абакана посчастливилось проходить трудовое обучение на трикотажной фабрике «Хакасия», где был создан учебно-курсовой комбинат для подготовки специалистов из Монголии.
В будущем этот опыт пригодился Абаканскому педагогическому институту (в последствии ХГУ).
Именно из Хакасии, АГПИ и ХГУ и пошла инициатива разных программ трудового обучения для мальчиков и девочек и примеры учебных планов и программ по подготовке учителей для школ с учетом определенной подготовки девочек к жизни. Именно в это время в школах страны дисциплина «Трудовое обучение» стала называться – «Обслуживающим трудом».
Ранее часть дисциплин при подготовке учителей трудового обучения обеспечивала кафедра ОТД – общетехнических дисциплин индустриально-педагогического факультета. С учетом сказанного выше, первой в указанном выше направлении, была открыта 1 октября 1994 года кафедра обслуживающего труда, обеспечивающая подготовку учителей обсуживающего труда.
В то же время в АГПИ шла активная подготовка к преобразованию педагогического института в университет. Это тоже был повод готовить на перспективу условия для открытия новых специальностей в будущем, в частности, подготовки инженеров по проектированию и технологии швейных изделий и специалистов декоративно-прикладного творчества с учетом национальных культур народов Хакасии, региональных особенностей.
В связи с этим при разработке содержания трудового обучения в школах, содержания технологической подготовки учителей для мальчиков и девочек, изменения очередного названия дисциплины в школах, с учетом перспективы открытия новых специальностей в АГПИ, а потом и ХГУ, определялось соответствующим образом и содержание, в том числе, трудового обучения, формирования готовности к сознательному выбору и освоению планируемых к открытию новых специальностей ВПО и СПО. При очередном изменении названия дисциплины в школе, дисциплина стала носить называние «Технология и предпринимательство».
Параллельно с подготовкой учителей для школ появилась необходимость в подготовке преподавателей спецдисциплин для указанных выше планируемых для открытия в ВПО и СПО университета специальностей.
Активизировалась работа по подготовке программ по спецдисциплинам, их апробации и внесении необходимых корректив по технологии швейного производства и декоративно-прикладному творчеству.
С учетом этого 13 марта 1995 года кафедра была переименована в кафедру педагогики технологий и ремесел.
Сложно переоценить роль в процессе обучения студентов и разработке учебно-методической документации пришедших с трикотажной фабрики «Хакасия» инженеров-технологов, выпускников технологических вузов из разных городов, имеющих опыт обучения в курсовом комбинате фабрики рабочих, специалистов, в том числе иностранцев: Хотай Любовь Алексеевна, Войткевич Елена Юрьевна, Воронова Зинаида Ивановна. Именно они и стали вести все специальные дисциплины по технологии швейного производства. До настоящего времени работает в ХГУ им. Н.Ф. Катанова Хотай Любовь Алексеевна.
С 1999 года Татьяна Павловна Вшивцева (Сатаева) выпускница Омского технологического института по специальности «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности» с квалификацией «художник-технолог». Именно она преподавала все дисциплины в соответствии с ее специальностью и квалификацией до 2022 года. Явно активизировалась работа по созданию студентами авторских моделей и коллекций.
Жизнь доказала необходимость обеспечивать в университете подготовку педагогов профессионального обучения по проектированию и технологии швейных изделий и декоративно прикладного творчества для ВПО и СПО.
15 июля 1996 года – создан Художественно-технологический факультет (ХТФ) и кафедра сменила название на «Кафедра технологии швейного производства и методики обучения технологии обработки ткани» (ТШП и МОТОТ). С 1 сентября 2002 года – «Кафедра технологии швейного производства и методики профессионального обучения» (ТШП и МПО). 1 июня 2003 года на базе ХТФ – Институт технологий сервиса и дизайна (ИТСиД).
На постоянно развивающейся кафедре с учетом приобретения опыта подготовки специалистов, потребности в кадрах региона менялись названия специальностей и квалификаций выпускников. Ежегодно обеспечивался набор по нескольким специальностям и специализациям:
Технология и предпринимательство с квалификацией учитель технологии и предпринимательства;
Технология и предпринимательство с квалификацией учитель трудового обучения, черчения и ИЗО;
Технология и предпринимательство (Технология обработки ткани и декоративно прикладное творчество) с квалификацией учитель технологии и предпринимательства;
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы с квалификацией учитель декоративно прикладного искусства;
Профессиональное обучение (Производство товаров широкого потребления со специализацией швейное производство со специализацией «Швейное производство») с квалификацией педагог профессионального обучения.
Профессиональное обучение (дизайн) с квалификацией педагог профессионального обучения. Из-за большой потребности получения высшего профессионального образования работающими в СПО и ВПО специалистами по специальности профессиональное обучение была обеспечена подготовка в очной и заочной форме.
Проектирование и технология изделий сферы быта и услуг с квалификацией инженер (очная и заочная форма обучения).
Результаты работы кафедры демонстрируют ее выпускники, не возможно кратко изложить это, но… . Безусловно, большинство выпускников тех лет демонстрируют высокий уровень профессиональной подготовки, увлеченность и, в силу своих возможностей, используя современные технологии, создают красоту вокруг, начиная с одежды, интерьера и т.д., в том числе с учетом культуры народов и национальностей региона. Это была одна из задач при создании кафедры.
В настоящее время на кафедре цифровых технологий и дизайна (ЦТиД), в состав которой в процесс реорганизации вошла кафедра, история, которой изложена выше, все соответствующие специальные дисциплины обеспечивают наши выпускники специальностей «Профессиональное обучение» и «Проектирование и технология изделий сферы быта и услуг».
Пять выпускников защитили кандидатские диссертации: Карцева И.В. (Амосова), канд.тех.наук, заведующая кафедрой с 2015 г. по 2021 г.; Белоусова А.К. (Митрофанова) кан.пед.наук заведующая кафедрой с 2021 г. по настоящее время ; Озерова Т.В., канд.пед.наук, доцент кафедры, Салихова Т.Ю., кан.тех.наук, доцент кафедры.
В колледжах Хакасии готовят специалистов по направлениям подготовки проектирование и технология изделий сферы быта и услуг, дизайн, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы также выпускники нашей кафедры. А их выпускники колледжей, в основном поступают в университет на направления кафедры.
В ГБПОУ РХ ХКПТЭС сразу после выпуска и до сих пор работает Майорова Юлия Сергеевна (с квалификацией инженер), Польских Ирина Игоревна (Тестова) (с квалификацией – педагог профессионального обучения). В ГБПОУ РХ ЧТОТ работает Ермакова Елена Николаевна.
Выпускники 2002 года специальности Декоративное искусство и народные промыслы с квалификацией учитель декоративно прикладного искусства Фитина Наталья Тимофеевна и Коваль Татьяна Григорьевна работают в институте филологии и искусств, на кафедре НДПИ НХК. Коваль Т.Г. доцент кафедры НДПИ НХК, заслуженный художник Хакассии, специалист храмовой росписи. Левых Н.Н. и Иванов И.Е. той же специальности работают в университете.
Мамышева Марина выпускница специальности профессиональное обучение с квалификацией педагог профессионального обучения создавала свои авторские коллекции еще период курсового и дипломного проектирования. Одна из тех первых коллекций «Русский гламур» позднее была представлена на дизайнерских конкурсах Москве, Владивостоке, Барселоне и получала награды. В те годы наши студенты активно работали над созданием моделей костюмов для вокальных и хореографических коллективов, в том числе хакасских и стилизованных коллекций для детей. На конкурсе профессиональных модельеров, который проводил В. Зайцев, коллекция «Русский гламур»» вошла в двадцатку лучших собраний нарядов, а сам кутюрье напутствовал Марину на будущую работу. Для педагога профессионального обучения из Хакасии это очень достойная победа.
В настоящее время Марина дизайнер-модельер. Она организатор театра моды «Алтыр». Мамышевой Мариной создано более 10 коллекций: Возрождение, Скифы, Стихии, Радуга времени, Свадебный той, Четыре стороны света и богиня Юмай и т.д.. После представления коллекции «Возрождение» на Тумпайраме в 2010 году не одно знаковое мероприятие республики не обходится без этих коллекций. Девушки из театра мод Алтыр настоящие символы Хакасии. Они представляли хакасские костюмы в нескольких странах. Для современных студентов Марина Мамышева достойный пример целеустремленности, самоорганизации, бойцовского характера.
Исаева Вера (Зырянова) в 2000 г. первая представляла университет на международном конкурсе модельеров Южно-азиатского и Тихоокеанского регионов во Владивостоке. В настоящее время Вера уже боле 10 лет работает в Праге технологом по пошиву женских изделий. Студенты этой специальности, обучающиеся очно, во время производственной практики выполняли заказы разной степени сложности в учебных мастерских. По заказу создающегося тогда швейного предприятия «Лилия» разрабатывали модели изделий из трикотажных полотен для женщин, мужчин и детей, которые пользовались большим спросом.
Гайфулина Альбина, выпускница специальности профессиональное обучение (швейного производство) с квалификацией педагог профессиональное обучение в Москве на конкурсе эскизов в технике аэрография представила эскизы коллекции «Затмение» и заняла 3 место. Позже в 2004 году достойно представила университет на международном конкурсе модельеров Южно-азиатского и тихоокеанского регионов во Владивостоке. Ее коллекция «Затмение» заняла 1 место в номинации «Этнический костюм». Альбина каждый год будучи студенткой создавала коллекции разного назначения и в разных техниках. Интересную коллекцию сумок из кожи, с детской коллекцией «Обережки», обучаясь на 3 курсе Альбина выступала с детским танцевальным коллективом в Новосибирске. Их костюмы были созданы из мешковины, окрашены в технике батик.
Не удивительно, что такую творческую личность с квалификацией педагог профессионального обучения, работающую в магазине джинсовой одежды, понимающую на уровне профессионала технологию изготовления джинсовой одежды и требования к качеству, пригласили на работу в Китай в Гуанчжоу на должность куратора экспериментального отдела компании Depo Jeans российского бренда джинсовой одежды. Позже, в России, специалист по разработке и запуску джинсовых изделий. Бренд-менеджер.
Позже в России была бренд-менеджером в компании «Биззаро». В настоящее время, кроме той основной работы, Альбина работает со школьниками, обучая их разработке и изготовлению костюмов для спектаклей, которые они представляют на конкурсе занимая первые места.
За все это просит передать благодарность кафедре, преподавателям и студентам, творцам и труженикам с которыми училась, за атмосферу, в которой студенты жили тогда и получали прекрасный опыт благодаря которой, все это пытаются сейчас использовать в своей работе.
Пурпова Юлия, педагог профессионального обучения. Закончила университет в 2009 году с красным дипломом, по специальности «Профессиональное обучение (Производство товаров, широкого потребления швейного производства).
Это редкий случай, когда она начнет работу над своей коллекцией не в процессе курсового или дипломного проектирования и даже не мечтая представить ее на каком-то конкурсе, а просто, увидев в одной из исторических книг фото с царской охоты, которое ей очень понравилось. Ей очень захотелось передать эту красоту и величие, по возможности осовременить и сделать в этностиле, переработав русский костюм царских времен. Татьяна Павловна поддержала это желание.
Уже гораздо позже пришла информация о конкурсе в Чехии. До этого коллекция уже демонстрировалась на конкурсных мероприятиях университета. На международном конкурсе в Чехии г. Брно она вошла в десятку лучших коллекций, тогда Юля училась на 4 курсе.
В краткой истории кафедры приведено всего несколько примеров из жизни и профессиональной деятельности выпускников, получивших разные квалификации педагогов и инженеров по разным специальностям, специализациям на одной карьере, в одном университете, в один период времени. Но примеры этих людей доказывают, что результат обучения, будущее каждого человека, выпускника, статус в обществе, удовлетворённость содержанием и результатом профессиональной деятельности зависят вовсе не от того, что принято считать важным в каком регионе живет школьник и учиться студент, а насколько сознательно он выбрал профессию как дело своей жизни, пытался ли согласовать свои интересы, желания и способности, насколько целеустремлен и работоспособен.
Прекрасно, когда в процессе обучения, становления специалиста, постоянно поддерживается обстановка, стремление четко поставить и держать цели.
Опыт работы кафедры дает основание утверждать, что встречи с успешными выпускниками кафедры, вуза, интересная информация о них в интернете, демонстрация работ на выставках, конкурсах «Модельер года», «Студенческая мода» активизирует сознательность выбора профессии и учебного заведения для профессионального образования, а студентов стимулирует на более серьезное отношение к учебному процессу вообще и практики особенно.
Приведена информация с учетом знания ситуации, истории развития кафедры, в результате многочисленных реорганизаций с октября 1989 года до марта 2011 года в процессе организации учебно-воспитательного процесса, разработки учебно-программной документации для открытия новых специальностей, специализаций, в должностях доцент, зав.кафедрой, декан ХТФ, директор ИТСиД.
Эрна Горбачева, доцент, кан.пед.наук